Является ли хлеб историческим брендом города Мценска?

История хлеба восходит в глубину веков, издавна главным символом на Руси, в Российской Империи, в Советском Союзе, и сейчас в России был и остается хлеб. Во многих произведениях написано о тяжкой доле крестьян, выращивающих «хлеб насущный» - это продукт творчества многонационального народа, огромной страны. Приглашаем отправиться в прошлое, и узнать о роли хлеба в истории Мценска.

Город Мценск XIX векГород Мценск XIX век. Источник фото Амчанин

В небольшом городке, раскинувшемся на берегах рек Зуши и Мецны, жили и живут люди – простые и наделенные властью, родовитые и «безродные», богатые и бедные, мещане, однодворцы и крестьяне, дворяне и купцы. Именно они  на протяжении веков защищали свою Родину от нападений завоевателей: полчищ татар, наполеоновских и гитлеровских войск, именно горожане неоднократно отстраивали город и давали ему неповторимый облик, который мы созерцаем сегодня.

Чем же славен, сей город в исторической плоскости кроме самих его жителей? Мценское кружево получило мировое признание, крестьянская вышивка - всероссийское. Крупнейшая  речная пристань на протяжении веков оставалась градостроительной, и имела значение не только для Орловского региона. Главным товаром, отправляемым из Мценска по реке – были злаковые, а самая важная из них - рожь.

Эта зерновая культура культивировалась во Мценском уезде, и она была главной. В ее переработке задействовали Мценские предприятия - мукомольные, солодовинные и пивоваренные заводы.

Обратимся к архивным документам и исследованиям.


Каждый населенный пункт имеет исторический символ, наш  воссоздан на основе исторического герба города Мценска Орловского наместничества: «Высочайше утвержденного 16 августа 1781 года (по старому стилю). Подлинное описание исторического герба гласит: «Въ верхней части щита гербъ Орловскiй. Въ нижней пшеничные четыре снопа, въ знакъ благословеннаго сей страны изобилiя хлебовъ».

Герб города Мценска 1781 года
Герб города Мценска 1781 года

Такое описание показывает бережное отношение жителей города к своему прошлому, эти традиции бережно сохранены, которые передаются из поколения в поколения. Подтверждением выше сказанному современный герб, где главную роль отдали колоскам, соединенным в снопы, а этот символ означает плодородие и богатство, а также единство, общность интересов, поддержку.

В XVII столетии Мценск был крупным хлеботорговым центром, об этом пишет секретарь орловского губернского статистического комитета Александр Степанович Тарачков в 1868 году: «Мценск находится при судоходной реке Зуше, которая начинается в Новосильском уезде (Тульской губернии) и  на самой северной оконечности Мценского уезда впадает в р. Оку. Впрочем, судоходство по р. Зуше начинается только от г. Мценска и требует искусственной поддержки, состоящей в устройстве, выше города Мценска, плотины, посредством которой накопляется достаточное количество воды, спускаемой в то время, когда надобно отправлять барки с грузом из мценской пристани… 

Панорама Мценска (слева Мцна, справа Зуша), в середине на горе Самород остатки Николаевского собораПанорама Мценска (слева Мцна, справа Зуша), в середине на горе Самород остатки Николаевского собора. Источник фото Амчанин

В торговом отношении Мценск принадлежит к числу значительнейших городов орловской губернии. Находясь на перепутье между Орлом и Москвою, на одном из важнейших в центральной части России торговых путей, каковым служит московско-харьковское шоссе… Мценск составляет один из значительных пунктов, откуда к северу доставляются местные сельскохозяйственные произведения, как в сыром виде, так отчасти и обработанные заводскою промышленностью. Таковые произведения сосредотачиваются в Мценске, как из его уезда, так в особенности из южных уездов Тульской губернии: Чернского, Новосильского, Ефремовского и юговосточных Орловской губеринии: 
Елецкого, Ливенского и в особенности Малоархангельского, наконец, из северных уездов соседних с Орловской - Курской  и Воронежской губерний.

Город Мценск XIX векГород Мценск XIX век

Главнейшие предметы мценской отпускной торговли составляют: разного рода хлеб в зерне, мука и крупа, пенька, конопляное масло, льняное семя, сало, мыло, и проч. Все эти произведения доставляются в Мценск исключительно сухим путем, а из него отправляются водою и частью гужем в следующие главнейшие пункты: Серпухов, Белев, Калугу, Коломну и Москву. Непосредственно в Петербург мценские купцы весьма мало отправляли своих товаров… 

Перехожу к рассмотрению предмету торговли г. Мценска. Главный из них составляет рожь. Средним количеством, в течение года, поступает ржи в Мценск до 200, 000 четвертей. Ее привозят туда из уездов: Мцеснкого, Ливенского, Малоархангельского, Новосильского, Ефремовского и Чернского. Доставка ее, как обыкновенно, начинается с осени, по окончании всех сельскохозяйственных работ, и продолжается всю зиму до последнего санного пути… При значительном заграничном спросом на рожь, из Мценска отправляют ее на барках в зерне до 100,000 четвертей. Но когда в Москве возрастает цена на ржаную муку, то в таком случае половина закупаемой Мценском ржи переделывается на муку и с этой целью мценские торговцы перемолывают свою рожь на мукомольных заводах Мценского и ближайших к нему соседних уездов.

БаркаБарка

Большая часть ржи, и вся ржаная мука отправляются из Мценска водою на барках, до Коломны или до Москвы, а в зимнее время рожь в зерне вывозится сухим путем в Калугу. Для укладки на барках рожь зашивается в кули, которые на обратно возвращающихся в Мценск барках получаются из Нижегородской губернии…Каждый куль вмещает в себя 1 четверть ржи 9 ти пудового весу. Следовательно для упаковки 100,000 четвертей ржи в зерне требуется такое же количество кулей. 

На двух находящихся в Мценске солодовинных заводах приготовляется ржаной солод в незначительном количестве, собственно для потребления на 2-х местных пивоваренных заводах. 

После ржи не менее важный предмет отпускной торговли в Мценске составляет овес, которого в течение года доставляется туда до 125,000 четвертей из уездов: Ливенского, Мценского, Новосильского, Чернского и Ефремовского. Из этого количества, с включением сюда мелочного подвоза овса крестьянами в базарные дни, для местного потребления остается до 25,000 четвертей, а из остального количества до 20,000 четвертей высылается на барках в Калугу и до 80,000 четвертей в Серпухов и преимущественно в Москву. При хорошем спросе на овес в этих городах его высылают и более. 

Пшеница собственно для оптовой продажи поступает в Мценск в урожайные годы в количестве не менее 10,000 четвертей из тех же уездов, откуда доставляется туда рожь и овес… большая часть пшеницы из  мценской пристани отправляется на барках в Серпухов Коломну и Москву. При умеренных ценах на пшеницу, часть ее отсылается к петербургскому порту.  

Пшеничная мука в Мценск поступает с перевалкою из Ельца и Ливен от тамошних торговцев в количестве до 10,000 мешков 5-ти пудового весу, а из Мценска большая часть ее отправляется на барках, а меньшая по зимнему пути в Калугу и Москву».  

Кроме указанных продуктов в Мценск поступает и отправляется далее речным путем следующая продукция: гречиха, горох, пшено, пенька, конопляное семя, конопляное масло, семя  льняное, семя подсолнечное, масло подсолнечное, мед, сало говяжье баранье, сальные свечи, мыло, табак.  

«Вот и все важнейшие предметы мценской торговли. В числе их первое место занимает рожь и ржаная мука, потом пенька, овес, гречневая крупа, конопляное семя, и т.д. В общей сложности поступающих в Мценск товаров простирается до 3,597,000 пудов, и как все эти товары поступают сюда сухим путем из ближайших уездов: то, полагаю на каждую одноконную подводу 25 пудов, для доставки этого количества потребно 143,880 лошадей. 

Количество вывозимых товаров в общей сложности составляет 3,007,500 пудов из числа, которых более половины сплавляется водою, а остальные идут гужем».

Из исследования Софьи Александровны Давыдовой 1886 года:

«Сюда  зимой, преимущественно по санному пути, подвозили товар для сплава его по рекам Зуше и Оке. Суда, ходившие по указанным рекам, были весьма разнообразны по названиям и по размерам. Между ними встречались: паромы, полубарки, барки, подчалки и гусянки. Самые значительные из них гусянки брали от 30 - 35 тысяч пудов груза при посадке всего 18 вершков».

ПаромПаром

Из исследования Ковалевой М.В., Музалевой И.А., «История культуры Мценска и Мценского района», г. Орел, Госуниверситет, 2015 год. 

«Мценск играл важную роль в качестве центра торговли хлебом. Протекающая через него река Зуша была судоходной весной, в полую воду, а осенью делались запруды на мельницах, с которых одновременно спускали воду. Корабли, перевозившие хлеб с Мценской пристани, были невелики: 38 м в длину,12,8 м  - в ширину. Они сидели в воде на 0,7 м. Пристань, делившаяся, в свою очередь, на Зубцовскую и Белую пристани, находилась на правом берегу Зуши. Её окаймляли и пересекали хлебные амбары, стоявшие в несколько рядов. Они были деревянными, с высокими крышами. 

Здания амбаров стояли на высоких столбах. Рядом с пристанью располагался рынок. 

Хлеб начинал складироваться в амбарах зимой. Он свозился не только со всего Мценского уезда, Ельца и Ливен, но и из Воронежской и Курской губерний. Из Мценска хлеб направлялся в Серпухов, Белёв, Коломну, Калугу и Москву. Скупкой занимались мценские купцы, частично на свои капиталы, а частично на капиталы московских купцов. Скупщиками хлеба по деревням были так называемые прасолы (или кулаки).  Прасолы из числа мещан получали деньги от своего купца-хозяина на закупку хлеба (при этом строго оговаривался потолок закупочной цены), после чего разъезжались по уезду, скупая хлеб у крестьян, на ярмарках и базарах, на въезде в город. Они имели долю прибыли с каждой четверти зерна. Товар прасолы складывали на постоялых дворах, после чего нанимали подводы и везли его на пристань к хозяйским амбарам.  

Если хлеб удавалось купить дешевле установленной хозяином цены, разница шла в карман прасола, который мог скопить капитал и сам стать купцом. К некоторым известным купцам хлеб в их дворы крестьяне привозили сами. 

Фотография из книги Владимира Неделина  «Древние города земли Орловской»Фотография из книги Владимира Неделина «Древние города земли Орловской»

В лучшие времена мценская пристань вмещала до 300 барок, полубарок и паромов,  а также давала работу 6000 бурлаков, лоцманов, грузчиков, коноводов».  

Ба́рка - большое несамоходное грузовое плоскодонное судно, применявшееся с начала XVIII века до конца XIX века на крупных водоёмах Российской империи, в частности на реках Ока и Зуша. Обычно барки имели облегченную конструкцию с упрощёнными обводами корпуса, палубой и тупыми оконечностями. Их строили на гвоздях из полуобработанного лесоматериала на один сезон. Нередко барки снабжались мачтами с прямым парусом, который чаще всего изготавливался из недорогой рогожи. Для управления использовались рулевые вёсла на носу и на корме - потеси. Барки были основным типом судов, перевозивших товары по речным торговым путям России XVIII-XIX веков, в частности, по Мариинской водной системе. Довольно широко практиковалась разборка старых и непригодных для дальнейшего использования барок для получения дешёвого стройматериала - так называемого барочного леса. 

Длина барок могла достигать 64 метров, ширина до 17 метров, а грузоподъёмность до 1200 тонн. Среди локально-распространённых разновидностей барок выделяются: бакаут, бархот, беляна, брама, гусяна, домшхоут, коломенка, мариинка, мокшан, романовка, тихвинка. 
   
Гусяны, низкобортные беспалубные суда, использовавшиеся с XVIII века в основном для перевозки леса, камня, соли на Оке и её притоках. Благодаря очень простой конструкции корпуса и удобству погрузки-разгрузки были очень распространены 

Фотография: музей речного флота ВГАВТФотография: музей речного флота ВГАВТ

Сегодня в производстве хлеба, его транспортировке и переработке заняты жители нашего города и района. Производство сельскохозяйственной продукции осуществляют как крупные предприятия: АПХ «Мираторг», ООО «Русагро», АФ «Мценская» и крестьянско-фермерские хозяйства.

Об  успехах аграриев свидетельствует следующее: доходы от экспорта продукции агропромышленного комплекса России на треть выше поступлений от экспорта вооружений и военной техники. Экспортная выручка оборонно-промышленного комплекса составляет 15,6 миллиарда долларов, а экспорт сельхозпродукции из России по итогам 2017 года вырос на 15% и достиг 20 миллиардов долларов.

Фотография Сергея СтарыхФотография Сергея Старых

Исторически, с момента образования города и до наших дней, хлеб был и остается нашим главным богатством.
Авторы: Наталья Коновалова, Марина Перекатова – научные сотрудники Мценского краеведческого музея им. Г. Ф. Соловьева
  • 0
  • 412

Добавить комментарий

Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив